Аренда офиса в бизнес-центре с положительным имиджем
Аналитики рынка офисной недвижимости расходятся во мнениях о возможности получать дополнительную прибыль после придания бизнес-центрам и торговым комплексам оригинальности внешнего вида. Если одна часть экспертов склоняется к мнению, что красота фасада повышает капитализацию, то вторая часть говорит только о влиянии уникальности фасада бизнес-центра класса А на его имидж.
Оценить красоту фасада иногда бывает довольно сложно, так как это довольно субъективный параметр. Например, бывший губернатор Санкт-Петербурга официально признал бизнес-центр “Регент-Холл” ошибкой архитектуры, но в 2010 его купила компания “Ренессанс-Девелопмент”.
Влияние архитектуры на прибыль
Эксперты, полагающие, что необычный внешний вид здания способен повлиять на увеличение объемов заключенных сделок аренды офиса в СПб и других городах, приводят доводы о том, что оригинальная архитектура, месторасположение бизнес-центра, уровень инфраструктуры влияют на имиджевые характеристики здания.
Оригинальная архитектура делает здания запоминающимися и повышает их имидж, поэтому аренда офисов в Московском районе и других районах города в таких зданиях пользуется спросом. Кроме того, необычный внешний вид здания привлекает не только арендаторов, но и клиентов, которые проходя мимо такого здания, с большой вероятностью зайдут и внутрь.
Аналитики рынка офисной недвижимости считают, что, несмотря на рост стоимости объекта в связи с дополнительными затратами на имиджевые характеристики, это не приведет к значительному увеличению арендных ставок.
Мнение экспертов по поводу торговых центров более единодушно, так как поток посетителей в зданиях с необычной архитектурой увеличивается. Поэтому уже при проектировании торговых центров закладывается эстетичность фасада. Необходимо обратить внимание и на органичное вливание здания в окружающий район, что видно на примере обновленного ДЛТ и ТРК “Варшавский экспресс”.
Зависимость архитектуры от месторасположения здания
Эксклюзивная архитектура требует дополнительного вливания средств и может увеличить затраты до 2000 долларов за 1 кв.м, поэтому уникальность необходимо придавать только дорогим комплексам: далеко не во всех случаях эта мера положительно повлияет на аренду офиса в бизнес-центре. При отделке фасада МФК “Преображенский” был предусмотрен классический вид, чтобы здание ничем не выделялось в историческом районе города.
Не имеет смысла вкладывать лишние средства в бизнес-центры, находящиеся в удаленных районах. Отделка современными материалами позволит зданию выглядеть аккуратно, что и было сделано в бизнес-центре “Луч” на Охте.